Проект отдела ЭК&МП
Ресурсы для дистанционной подготовки к сертификационному тестированию

Актуальность данного проекта обусловлена отсутствием в широком доступе на рынке учебной литературы не только требований к уровням, начиная с В1 и выше, но и соответствующих уровней учебников и типовых тестов (образцов тестовых блоков). На фоне постоянного роста контингента сдающих тестовые экзамены по международным программам, разработанным сотрудниками Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, возникла острая необходимость обеспечения в достаточном количестве и доступными в любой точке мира учебно-тренировочными материалами всех иностранных учащихся, желающих пройти сертификационное (уровневое) тестирование, а также преподавателей, готовящих к прохождению уровневого тестирования

Адресат:

  • кандидаты, готовящиеся к тестированию на определённый уровень
  • российские и зарубежные преподаватели, готовящие иностранных учащихся к сертификационному тестированию по различным уровням, ведущие процесс обучения индивидуально или в рамках учебного процесса в учебных заведениях;
  • иностранцы, изучающие русский язык и желающие самостоятельно проверить степень своей успешности в овладении им;
  • все российские и зарубежные преподаватели РКИ, заинтересованные в обеспечении своих учащихся материалами для текущего или итогового контроля, а также в предоставлении им материалов для самостоятельной работы.

Цель проекта:

  • облегчить подготовку к сертификационному тестированию всех заинтересованных лиц;
  • расширить сеть экзаменационных центров, обеспечить возможность проходить сертификационное тестирование в разных точках мира;
  • увеличить количество кандидатов, участвующих в сертификационном тестировании;
  • получить возможность увеличить поступление в институт внебюджетных денежных средств (необходимо разработать гибкую систему доступа, оплата возможна не только при разовом доступе, но и с помощью приобретения абонементов, как индивидуальных, так и коллективных).

Контент:
разрабатываемые ресурсы будут включать систему тестовых блоков по 18 уровням владения русским языком для разного контингента кандидатов, соответствующих 6 основным уровням Еврошкалы, основанных на современных представлениях коммуникативно – личностного подхода к процессу обучения русскому языку как иностранному. Данные ресурсы организуются по следующим программам:

  • Русский язык повседневного общения для взрослых (6 уровней).
  • Русский язык повседневного общения для детей школьного возраста (6 уровней).
  • Русский язык делового общения в сфере «Бизнес. Коммерция» (3 уровня).
  • Русский язык делового общения в сфере туристского бизнеса (3 уровня).

Каждый из уровней включает набор заданий, соответствующий актуальным коммуникативным задачам, моделирующим поведение иностранца в конкретных макроситуациях общения.

Так, например, для программы по русскому языку повседневного общения выделены следующие макроситуации:

Уровни\Макроситуации для взрослых для школьников
 
A1 Первое знакомство с Россией Знакомимся с ребятами из России
A2 Отдыхаем в России Едем в международный летний лагерь в России
B1 Учим русский язык в России Едем в русскую школу по обмену
B2 Работаем в России Участвуем в международном проекте
C1 Познаём Россию и русскую душу Покоряем Рунет!
C2 Русский без границ Живём и учимся в России

Макроситуации определены и для уровней делового общения.
Предполагается, что создаваемые ресурсы будут использоваться как бесплатно, так и на платной основе. Ресурсы будут включать образцы экзаменационных тестовых блоков, в том числе и аудио и видеоматериалы (3 варианта, первый бесплатный, второй и третий - платные), а также несколько тренажёров, построенных по разным основаниям, полученным на основе статистических данных и обеспечивающих адаптивное тестирование, отвечающее современной парадигме обучения РКИ.

Сроки исполнения проекта:
Проект бессрочный, так как требует постоянного обновления не реже одного/двух раз в год образцов тестовых блоков по уровням с уточнением формата экзамена, а также создания новых тренажёров по результатам статистики.
Проект реализуется в несколько этапов.
ППервые этапы имеют целью представить имеющие образцы тестовых блоков всех уровней в электронном виде и внедрить их в практику обучения (2014 год, сентябрь – декабрь).
Создание данных образцов послужит первым шагом к созданию системы сертификационного тестирования с удалённым доступом.

Творческий коллектив:

  • Е.Л. Корчагина, Н.А. Козловцева, Е.А. Соловец, М.Н. Купцов. Центр сертификационного тестирования.
  • Е.Э. Залетаева, О.В. Назаров, Д.В. Губанов, М.А. Евдокимова. Отдел электронного контента и медиапроектов.

Загрузить аннотацию в PDF формате